Насколько эффективно применение «Лидокаина» и «Амиодарона» для восстановления спонтанного кровообращения?

Аcc

Для персонала бригад скорой помощи, врачей-анестезиологов и реаниматологов важно постоянно совершенствовать и дополнять привычные алгоритмы действий. Ведь кардиология не стоит на месте. Крупные научные центры, получив достоверные результаты изысканий в области СЛР, оперативно внедряют их в практику.

Одно из последних таких исследований опубликовали американские кардиологи А. Панчал, К. Берг, П. Куденчук. Оно повлияло на стандарты снятия аритмии в критических состояниях. И знать эти изменения нужно всем медикам, которые могут проводить реанимационные мероприятия.

На основании результатов исследований Американская ассоциация сердца (AHA) обновила руководство по сердечно-легочной реанимации и помощи при острых сердечно-сосудистых нарушениях (ACLS). Новшества повлияли на применение препаратов против аритмии во время остановки сердца и сразу после него.

Не случайно сертификаты двухдневных курсов AHA для медработников по СЛР действительны только в течение 2-х лет. За это время успевает усовершенствоваться и оснащение, и тактика командной работы, и алгоритм фармакотерапии. Любой врач скорой помощи знает, что антиаритмические препараты по протоколу вводят во время фибрилляции желудочков (VF) или желудочковой тахикардии (pVT). Но до последнего момента не было достоверных доказательств, что результаты лечения улучшаются именно после применения этих средств.

Авторы последнего обновления ACLS 2018 года обобщили последние научные публикации по использованию антиаритмических препаратов в критических состояниях – во время остановки сердца или сразу после него. 

«Амиодарон» и «Лидокаин» рекомендуются при VF и pVT, если нет положительной реакции на дефибрилляцию. Выживаемость выше у пациентов с признаками остановки сердца при оперативном введении этих лекарств. 

На основании уже проведенных исследований нельзя определить увеличение процента выживаемости и отсутствия неврологических осложнений после применения «Лидокаина» или «Амиодарона». Но удалось доказать, что у пациентов, которые получали «Лидокаин» в ходе реанимации, восстановление спонтанного кровообращения (ВСК) в клинических условиях наблюдалось чаще по сравнению с плацебо. А при догоспитальной помощи улучшенный результат установлен и при использовании обоих анитиаритмических препаратов.

Теперь в алгоритм ACLS добавили «Лидокаин» как препарат второго выбора, который может заменить «Амиодарон» при ударно-рефрактерной желудочковой фибрилляции и тахикардии.

Раньше для взрослых пациентов не рекомендовалось применять препараты магния при остановке сердца. Теперь применение магния допускается при полиморфной дефибрилляции с длинными интервалами QT. Признаны недостаточными доказательства эффективности бета-блокаторов в ранние сроки, во время первого часа после восстановления спонтанного кровообращения. Аналогичная ситуация и с вопросом целесообразности применения «Лидокаина» в первые 60 минут после ВСК. Пользу рутинного применения препарата не удалось ни доказать, ни опровергнуть.

После пересмотра основных принципов ACLS в новом издании указано, что если нет противопоказаний к «Лидокаину», то препарат можно применять профилактически при особых обстоятельствах. Например, когда больной с остановкой сердца находится в машине скорой помощи, и нет возможности проводить другие, более эффективные реанимационные мероприятия.

Так же, как и в более ранних протоколах, сердечно-легочная реанимация и дефибрилляция признаются единственными видами помощи, приводящими к повышению выживаемости у больных с VF и pVT.

Последовательность и сроки реанимационных мероприятий по алгоритму ACLS должны определяться количеством специалистов, которые оказывают помощь, уровнем их навыков, возможностью ввести внутривенные препараты.

Чтобы выживаемость пациентов в критических состояниях была выше, медучреждения регулярно за свой счет должны проводить тренинги по ACLS под руководством инструкторов AHA. Эти занятия не только обновляют теоретические знания реаниматологов, кардиологов и других медработников. На курсах отрабатываются ключевые навыки: как продуктивно общаться и согласованно работать командой в экстренных ситуациях. Там рассматривают типичные клинические сценарии и учат обращению с новым оборудованием.

Специалисты, которые работали над изменением алгоритма, пока не считают его идеальным.  Пока что достоверно не обосновано, в каком порядке нужно вводить вазопрессор и антиаритмический препарат. Также еще не определены точные сроки, в течение которых введение указанных выше средств восстанавливает сердцебиение.

Основные принципы алгоритма действий медперсонала по протоколу 2018 остаются прежними. Как и последовательность шагов ACLS в случае прекращения у пациента сердечной деятельности.

С этим читают

Отзывы и комментарии