Нескольким десяткам пациентов в США пересадили сердце и легкие от доноров с гепатитом С. После трансплантации произвели короткий курс упреждающей противовирусной терапии. Через 6 и 12 месяцев после вмешательства видимых признаков заболевания не наблюдалось. Изучению подобной возможности посвящен пилотный проект группы американских медиков. Данные о нем были опубликованы 3 апреля 2019 года в журнале NEJM. По мнению авторов, препараты, нейтрализующие вирусную инфекцию в пересаживаемых тканях, позволяют увеличить число доступных для трансплантации органов на 20 %. Это очень важно, учитывая, что количество инфицированных вирусом гепатита С (ВГС) доноров будет расти.
Опыт пересадки от доноров с ВГС уже есть. Но до этого исследования не было систематического изучения оптимальных способов подхода к предварительной терапии и последующему антивирусному лечению.
Первая пересадка легкого была сделана американским хирургом Харди еще в 1963-м году, но это продлило жизнь больного только на 18 суток. С появлением иммунодепрессирующего циклоспорина А проблема отторжения была решена. Первая успешная пересадка легкого была сделана Джоэлом Купером в Канаде.
О том, как проходило испытание и каковы его результаты
Всего в анализе участвовали 44 реципиента, получившие трансплантацию:
- 36 из них — легких;
- 8 — сердца.
Ни один из пациентов не получил комплекс из обоих органов. Через несколько часов после операции была начата противовирусная терапия. Использовались препараты, которые произвели революцию в области лечения ВГС.
Схемы приема этих дорогостоящих лекарств обычно назначаются на срок 8—12 недель. Исследователи использовали сокращенный 28-дневный курс с ежедневным и однократным приемом:
- «Софосбувир» — 400 мг;
- «Вельпатасвир» — 100 мг.
При этом все лекарства, предоставляемые в рамках исследования, были бесплатными для пациентов.
Как сообщают авторы проекта, в большинстве случаев вирусная нагрузка снижалась до нуля в течение нескольких дней. У всех пациентов ее целиком не обнаружено через 2 недели лечения.
ВГС передается не через сам трансплантированный орган, а с кровью, которая находится в нем. Авторы отмечают, что, несмотря на тщательное промывание, всегда остаются микроскопические следы. И когда эта кровь попадает в печень, вирусы активизируются и начинают размножаться.
Поскольку лечение начиналось вскоре после операции, вирус не успевал начать размножаться. Поэтому пациентам было достаточно приема препаратов по сокращенной схеме. Авторы исследования отмечают, что их протокол может подойти для постконтактной профилактики гепатита С.
Средняя вирусная нагрузка у инфицированных ВГС доноров была 890 000 МЕ/мл, при этом у 42 из 44 реципиентов она составила 1800 МЕ/мл. Устранение ВГС у инфицированных реципиентов — половина проблемы. Исследователи также оценивали безопасность в разрезе долговечности пересаженных органов.
Первые 35 пациентов спустя полгода были живы, трансплантаты у них хорошо функционировали, а вирусная нагрузка не определялась. Через 12 месяцев у 15 из 16 реципиентов результаты были такими же, как и у тех, кто получил сердце и легкие от незараженных ВГС доноров.
Но у пациентов, получивших органы с вирусной нагрузкой, было больше случаев отторжения по сравнению с неинфицированными реципиентами. Между тем это касается только пересадки легких, для трансплантации сердца подобной закономерности выявлено не было.
Еще многое надо выяснить
Эксперты утверждают, что пришло время рассмотреть вопрос о расширении использования в трансплантологии органов с ВГС. Но почва для поиска ответов с помощью крупномасштабных многоцентровых исследований еще остается непаханой.
Американские трансплантологи, принимавшие участие в обсуждении, говорят об очевидной неудовлетворенной потребности в пересадке органов. Сейчас списки ожидания в США насчитывают более 113 000 человек. В 2018 году 36 500 больных получили трансплантаты. 12 225 были исключены из очереди из-за летального исхода или прогрессирования болезни, которое не давало возможности провести операцию.
До сих пор без ответа остается несколько вопросов.
- Будет ли устойчивый вирусологический ответ, который наблюдали через 6 и 12 месяцев, сохраняться в долгосрочной перспективе?
- Будет ли повышаться риск сердечно-сосудистых заболеваний у получивших ВГС-инфицированные органы?
- Все ли больные, соглашающиеся на такую пересадку, понимают опасность гепатита С?
Существует еще одна проблема — денежная. Только 12-недельный курс «Софосбувира» в США стоит 84 000 $. Неясно, кто будет нести бремя даже сокращенного курса лечения.
Наркотики в США поставляют все больше доноров для пересадок. В 1999 году доля летальных исходов от злоупотребления ими была 6.8 чел. на 100 000 населения. В 2016-м численность возросла более чем в 3 раза, до 20.8. Доля сердец, остановившихся после наркотической интоксикации и восстановленных для трансплантации, увеличилась за то же время с 1.5 % до 17.6 %.