Результаты исследования VITAL были представлены на заседании Американской кардиологической ассоциации (АНА) 10 ноября 2018 года в Чикаго, штат Иллинойс. Так же статьи о пищевых добавках Омега-3 и витамина D опубликованы в журнале New England Journal of Medicine.
Ранее считалось, что повышение количества Омега-3 жирных кислот с витамином D в суточном рационе связано с уменьшением риска сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Эта гипотеза подкреплялась данными обсервационных исследований, но причинно-следственная связь оставалась неизвестной.
Гипотеза о том, что обогащение рациона Омега-3 жирными кислотами обеспечивает дополнительную коронарную защиту, вполне правдоподобна с точки зрения биологии. Имеются данные лабораторных тестов на животных и когортных исследований о том, что эта добавка оказывает антитромботическое, гипотриглицеридемическое, противовоспалительное действие, препятствует росту атеросклеротической бляшки, замедляет сердечный ритм, стимулирует азотзависимую релаксацию эндотелия. Совокупность этих эффектов может снизить общий кардиоваскулярный риск.
Небольшие эксперименты на животных и эпидемиологические наблюдения продемонстрировали перспективность в предотвращении сердечно-сосудистых событий повышенными дозами Омега-3. До этого момента не проводились обширные исследования, изучающие эффекты жирных кислот в аспекте первичной профилактики заболеваемости и смертности от кардиоваскулярной патологии и инвазивного рака.
Тем не менее, результаты одного из крупнейших рандомизированных плацебо-контролируемых исследований показали, что ни Омега-3 жирные кислоты, ни витамин D не уменьшили количество сердечно-сосудистых заболеваний или инвазивных форм рака.
В исследовании VITAL (VITamin D и OmegA-3 TriaL) группа ученых во главе с доктором JoAnn Manson определяла, снижает ли витамин D3 и/или Омега-3 жирные кислоты риск сердечно-сосудистых патологий и инвазивных форм рака у взрослых.
В эксперимент было включено 25871 человек (мужчины в возрасте до 50 лет, женщины – младше 55). Всех исследуемых разделили на 4 группы: одна получала обе пищевые добавки (холекальциферол по 2000 МЕ и Омега-3 в дозе 1 гр/сутки), двум было назначено по одному из препаратов, и контрольной когорте давали плацебо. Доза жирных кислот была рекомендована АНА для кардиопротекции у пациентов группы высокого риска.
Главными конечными точками становились проявления значимых сердечно-сосудистых заболеваний, включая инфаркт миокарда, инсульт, смерть от кардиоваскулярных причин и случаи инвазивного рака.
За 5 лет наблюдения в группе участников, употребляющих Омега-3 жирные кислоты, зарегистрировано 386 значимых сердечно-сосудистых событий (у тех, кто не принимал – 419). Помимо этого, инвазивные формы рака были диагностированы у 820 участников, принимающих жирные кислоты и у 797 из группы плацебо.
Мета-анализ исследования по приему Омега-3 с участием взрослых, которые имели высокий риск или признаки сердечно-сосудистых заболеваний, показал, что добавка не оказывает (или имеет очень слабую профилактическую активность) влияния на кардиоваскулярные события (инфаркт миокарда, инсульт, сердечную смерть).
Авторы заявили: «При анализе ключевых вторичных конечных точек мы определили следующие показатели риска: для инфаркта миокарда – 0,72, инсульта – 1,04, смерти от кардиоваскулярных причин — 0,96, инвазивного рака — 0,97, общей конечной точки всех сердечно сосудистых событий – 0,93. При анализе летальности от всех причин (978 случаев) коэффициент риска составлял 1,02. Никаких дополнительных угроз кровотечения и других побочных эффектов не наблюдалось».
В медианном контроле за 5,3 года рак диагностировали у 793 участников группы витамина D (против 824 в когорте плацебо). Значительные сердечно-сосудистые события произошли у 396 человек, употребляющих холекальциферол, у пациентов, принимающих пустышку – 409 случаев.
«Показатели коэффициентов риска для смертей от новообразований составляли 0,83, опухолей молочной железы – 1,02, простаты – 0,88, колоректального рака – 1,09. Так же проанализировав кардиоваскулярные события, мы получили следующие результаты: для инфаркта миокарда риск — 0,96, инсульта – 0,95, летальность при сердечно-сосудистых патологиях – 1,11. Общая смертность составила 0,99. Мы не выявили повышение рисков гиперкальциемии и других неблагоприятных факторов», – прокомментировали ученые.
У пациентов, принимающих Омега-3 и витамин D, за время исследования не регистрировалось значительных побочных эффектов, симптомов желудочно-кишечного расстройства. Так же у них не было выявлено признаков гиперкальциемии и повышенной кровоточивости.
Недавнее исследование ASCEND у пациентов с сахарным диабетом, которые принимали Омега-3 по 1 грамм в сутки, также показало нулевые результаты.
Хоть обогащение рациона жирными кислотами из морской рыбы может снизить риск смертей от инфаркта миокарда и количество перкутанных коронарных вмешательств, а витамин D несколько уменьшает летальность от инвазивных форм рака, эти два вещества в конечном итоге не снижают вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей.